Заняться бизнесом в Японии: где ждут российские стартапы

https://rb.ru/opinion/biznes-v-yaponii/

Хироси Макино, генеральный директор и основатель консалтинговой компании SAMI, рассказывает, как лучше начать бизнес в Японии и зачем это надо.

Япония — страна, с гордостью занимающая 3 место в рейтинге экономик мира по уровню ВВП. Помимо того, что она является соседом России, в ней много привычных для русского человека вещей, например, японские автомобили и суши.

Иностранные IT-компании в Японии

Знаете ли вы, что в Японии активно продвигают свои услуги российские IT-компании? Их не так уж и много, зато на их технологии наблюдается стабильный спрос.

В этот раз я хочу познакомить вас сначала с этими компаниями, а потом со стартап-визой, которая может пригодиться в случае, если вы решите заняться бизнесом в Японии.

Согласно исследованию японского Министерства экономики и промышленности, в 2015 году на японском рынке вели деятельность 3410 компаний с иностранным капиталом.

Из них 855 компаний были из США, 1484 компании из Европы, 335 компаний из Китая и 540 компаний из других азиатских стран. К сожалению, в статистике не было отдельного раздела о России, но можно предположить, что эти компании попали в категорию «из других европейских стран», в которой числятся 83 компании.

Чтобы вы не ошиблись при выборе, Rusbase рекомендует своим читателям надежных юристов и адвокатов.

Среди всех фирм, вышедших на японский рынок, 388 компаний работают в IT-сфере, что составляет около 10% от общего числа.

Если посмотреть на страны по отдельности, то получится, что самое большое количество IT-фирм по отношению к обычным компаниям, вышедшим на рынок Японии, в следующих странах: Канада (28,1%), Индия (20%), Другие европейские страны (18,1%), Южная Корея (16,8%), США (15,9%) и Китай (15,2%).

В 2015 году на японский рынок вышли 74 новые компании, из них 13 работают в сфере IT.

Какие иностранные IT-компании работают на японском рынке?

По информации сайта по поиску работы Onecareer, в 2017 году самыми популярными работодателями среди таких компаний стали следующие фирмы:

  1. Google,

  2. Amazon Japan,

  3. Line (мессенджер, разработанный компанией из Южной Кореи),

  4. Japan IBM,

  5. Japan Microsoft.

Кроме них на японский рынок вышли также западные Salesforce, Nokia, Motorola, азиатские — Huawei и ASUS, а также Xiaomi через свое официальное представительство. Таким образом, большинство крупных глобальных IT-компании уже ведут деятельность в Японии.

С другой стороны, в последние годы увеличивается количество случаев, когда на рынок выходят иностранные стартапы. Так в 2013 году офисы в Японии открыли сервис мобильных платежей Square и Uber, в 2014 году — Airbnb и Box, b2b-компания по хранению данных в облаке, а в 2016 году — Netflix.

Российские IT-компании, вышедшие на японский рынок

Итак, как же обстоят дела с выходом на японский рынок российских IT-компаний? Я бы хотел показать это на примере нескольких крупных корпораций и стартапов.

1. Kaspersky Lab

В 2003 году Лаборатория Касперского создала предприятие в Японии Kaspersky Lab Japan совместно с японской фирмой iMEX Co.,Ltd, поставщиком комплексных решений по информационной безопасности.

Изначально у Лаборатории Касперского не было доли в этой компании. В 2006 году директором-представителем японской компании стал Ринтаро Каваи.

Он учился на кафедре славянских языков в МГУ и до своего повышения занимал в компании пост начальника отдела продаж. Под его руководством дела у фирмы пошли в гору и уже в 2009 году головная компания в России начала скупать акции японского юридического лица, доведя свою долю до 100% в 2011 году.

После этого Kaspersky Lab Japan перенесла свой офис в престижный IT-район Токио, увеличила количество сотрудников, расширила расходы на маркетинг и другие методы продвижения продуктов.

2. Dr.Web

Генеральный директор компании Dr.Web Борис Шаров в свое время закончил востоковедческий факультет ИСАА при МГУ и отлично владеет японским языком.

Сначала Dr.Web вышел на рынок Южной Кореи, где предлагал свои антивирусные программы в формате OEM, а потом на рынок Японии, где продвигал свои продукты, заключив соглашение с крупным продавцом ПО, однако эти проекты были свернуты в 2012 году.

В 2010 году компания открыла японское юридическое лицо и начала продавать продукты и оказывать поддержку уже под собственным брендом Dr.Web.

3. ELSYS

Компания ELSYS, производящая видеосистемы по выявлению подозрительного поведения посетителей крупных мероприятий, заключила на японском рынке сразу несколько эксклюзивных лицензионных договоров с японскими партнерами, в результате чего в 2015 году было создано соответствующее юридическое лицо в Японии.

Капитал японского юрлица изначально составил 5 млн рублей за счет инвестиций 10 человек. В частности, свои деньги предоставили некоторые известные японские актрисы.

Деятельность компании была освящена в нескольких популярных телевизионных передачах об экономике, что оказало положительное влияние на ее узнаваемость. Так в 2016 году её технологии были использованы для обеспечения саммита G7, проходившего в Японии.

4. Carprice

Началом японской компании Carprice можно считать предложение, которое сделал главный акционер российской компании Carprice Оскар Хартманн нынешнему CEO японской компании Умэсита Наоя в 2015 году. Оскар Хартман тогда посетил Японию для проведения маркетингового исследования и по его итогам предложил основать компанию бывшему сотруднику японского банка Мицуи-Сумитомо, который в свое время работал в России.

Хотя российское и японское юридические лица в области капитала никак не связаны, Оскар Хартманн выступил в роли частного инвестора в японскую компанию.

В 2016 году компания провела дополнительный выпуск акций для того, чтобы их купила японская компания Мицуи Буссан. По итогам продажи акций капитал компании вырос до примерно 225 млн рублей, а количество работников увеличилось с 20 человек до 36. Кстати, компания Мицуи Буссан известна еще и тем, что в свое время инвестировала в российскую платежную систему Qiwi.

Кроме указанных выше компаний, в Японии также известно приложение по обработке фотографий компании Prisma, хотя у нее и нет там офиса. Если же говорить про блокчейн, многие японцы знают, что основатель криптовалюты Etherium Виталий Бутерин — русский. Кстати, как ни странно, в Японии много пользователей блокчейн платформы Waves platform, но они не знают, что она из России.

Как стартапу уехать в Японию

Национальные особые стратегические зоны, привлекающие иностранные стартапы. И все же конкретных примеров выхода российских IT-компаний на японский рынок пока очень мало.

Видимо, осталось еще много нерешенных проблем, связанных с различиями в культуре, социальных нормах, сложностью освоения языка и слабым пониманием рынка из-за недостатка информации.

Про все это мы поговорим в следующий раз, а пока давайте остановимся на проблеме, которая в практическом плане станет первым препятствием для граждан России, желающих открыть фирму в Японии, а именно – на получении визы. Далее я хочу рассказать про японские муниципалитеты, предоставляющие новый тип виз — стартап-визы.

Как правило, иностранцу, желающему открыть и развивать компанию в Японии, необходима виза, которая называется «виза инвестора» (или «виза управляющего»).

Чтобы её получить, нужно выполнить несколько предварительных условий:

  • открыть компанию в Японии с уставным капиталом более 2,5 млн рублей;

  • у компании уже должно быть как минимум 2 сотрудника, японцы или иностранцы с ПМЖ в Японии, работающие на полной ставке;

  • у компании уже должен быть свой офис в Японии. Таким образом, сначала придется съездить в Японию по краткосрочной деловой визе, чтобы выполнить указанные выше условия. В этом случае вы, вероятно, будете вынуждены жить в отеле, но заключить в Японии договор на аренду офиса, когда в качестве контактного адреса указан отель, достаточно сложно.

Кроме того, когда все условия будут выполнены, вам надо будет подать документы в один из филиалов японского Иммиграционного бюро и дождаться их одобрения. Таким образом, получить визу инвестора весьма непросто. Но есть и хорошие новости.

В 2015 году японские власти запустили новую визовую программу стартап-виз, которая позволяет получить визу инвестора на 6 месяцев, без выполнения указанных выше трех требований.

Эта программа была введена в действие в рамках реализации плана по ослаблению визовых требований и применяется в особых национальных стратегических зонах, созданных правительством Японии.

Основные документы, необходимые для подачи заявки на стартап-визу включают в себя:

  • заявление,